Никаких фундаментальных изменений

Председатель правления Сбербанка Андрей Пышный

Приоритеты и перекосы
— Андрей Григорьевич, топ-тема последних недель не только на финансовом рынке — отставка председателя НБУ и поиск нового кандидата на эту должность. Не отвлекаясь на персоналии, какие приоритетные задачи вы выделили бы для нового руководителя Нацбанка?
— Главным приоритетом, несомненно, должно стать восстановление банковского кредитования. Обратите внимание на итоги работы банковской системы за первый квартал: снижение объема кредитного портфеля юрлиц и объем вложений банков в депозитные сертификаты НБУ — цифра превышает 40 млрд грн при доходности на уровне учетной ставки и нулевом риска. Причем наибольшие вложения в государственных и крупнейших иностранных банков, то есть в докапитализированных учреждениях. Это свидетельствует о том, что с проблемой ликвидности банковская система успешно справилась, задачи по докапитализации практически выполнила, но к выполнению своей непосредственной функции — кредитования экономики — не взялась. Хотя некоторое оживление на рынке кредитования уже наблюдается.
— Что вы имеете в виду?
— Я говорю о том, что массово растет кэш-кредитования физлиц при системном сокращении портфелей юрлиц, недостаточной активности сегментов малого и среднего бизнеса и практически полном отсутствии ипотеки. Кредитование крупного и среднего корпоратива — это рабочие места, экспорт, валютная выручка, развитие внутреннего рынка и тому подобное. Кэш-кредитование — это, безусловно, нормальный банковский бизнес … Но это прежде всего импорт потребительских товаров, а следовательно, экспорт рабочих мест, а не развитие внутреннего потенциала, это спрос на валюту и прочее.

— Помните, как говорил экс-глава НБУ В. Стельмах: «Банки разные нужны, банки разные важны!». Как, наверное, и различные виды кредитования, только цивилизованно.
— Мы все в одной лодке. Банковская система, захвачена кэш-кредитованием и вложениями в госбумаги, — это путь в никуда. Тупик с точки зрения интересов страны. Без полнокровного кредитования мы, если хотите, продолжаем платить за кризис. То есть, с одной стороны, государство уже заплатила за то, чтобы очистить рынок и вывести из него через Фонд гарантирования вкладов физических лиц 90 банков, заплатив по их обязательствам перед вкладчиками, да и то не всем … С другой стороны, мы продолжаем платить за кризис, потому что едва ли не главным (если не самым главным) доходным активом банков остались, ОВГЗ и депозитные сертификаты НБУ. Банки, не кредитуют, — это не банки. Главным источником для заработка и банков, и других налогоплательщиков, и государства должно быть растущая экономика. Поэтому новый глава НБУ любой ценой запустить в ней производительный и эффективный кредитный механизм.
— Вы видите для этого реальные предпосылки? Считаете, что кредитно-денежная политика НБУ этому способствует?
— Да, вижу, причем немало. Во-первых, НБУ уже неоднократно снижал учетную ставку, а с ней постепенно снижается и стоимость ресурсов для экономики. Во-вторых, кредитный рынок сегодня уже стал оживать, и эта тенденция ощущается все сильнее, надеюсь скоро увидеть ее в портфельных цифрах, а не просто на уровне ощущения. Пока основная кредитная поддержка украинской экономики — это госбанки, без этого корпоративный кредитный портфель системы выглядел бы очень бледно, и этого недостаточно. В-третьих, банки не просто на низком старте, а уже начали забег и жесткую конкуренцию за хорошего заемщика. Качественный клиент может выбирать из кредитных предложений различных банков, и сегодня 16-17% по гривне все чаще появляются в заявках. Банковская система сегодня — это уже достаточно окрепший организм, вышел из коматозного состояния после интенсивной, часто экспериментальной и хочу отдать должное, смелой терапии.
— Вернемся к заемщику. Согласитесь, качественных заемщиков на рынке сегодня раз, два и обчелся. Для рядовых потенциальных заемщиков стоимость ресурсов все же пока остается на запредельном уровне.
— А почему вы считаете, что рядовой потенциальный заемщик должен отличаться от качественного? Мой ответ: нет. Надо уметь не только взять, но и обслужить, обеспечить и вернуть привлеченные в кредит средства. Рядовой потенциальный заемщик не должен превратиться в рядового проблемного. И снова это комплексная задача для всех.
— Когда заходит речь о необходимости решить в Украине какое-то комплексная задача с участием различных ведомств, сразу становится как-то грустно от ощущения безнадежности …
— Все на самом деле не так сложно. Просто каждый должен четко понимать свою роль и задачи, выполняя их на своем месте. Государственная политика должна точно обозначать приоритеты, точки роста и механизмы стимулирования, поддержки (программа энергомодернизации жилья «теплые кредиты» — отличный пример, АПК, МСБ, бизнес-инкубаторы). Муниципалитеты: не сидеть на миллиардах на депозитах, которые, в свою очередь, размещены в госбумаги, а давать работу и заказ предпринимателям.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *